Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Лискинском, Бобровском, Каменском, Острогожском районах напоминает потребителям об основных аспектах выбора и приобретения подарков в преддверии приближающегося праздника — Нового года.
На что обратить внимание при выборе ювелирных изделий и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней.
Согласно статье 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные камни — это природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней.
В первую очередь, необходимо обратить внимание на наличие на ювелирном или другом изделии из драгоценного металла, произведённом в Российской Федерации или ввезённом на её территорию, оттиска государственного пробирного клейма («пробы»), а также оттиска именника (для изделий российского производства). Именник – это знак изготовителя ювелирных изделий, который проставляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на изготовленных ими изделиях. Вместе с тем, имейте в виду, что продажа ювелирных и других изделий из серебра российского производства допускается без оттиска государственного пробирного клейма.
Продажа огранённых драгоценных камней осуществляется только при наличии сертификата на каждый такой камень.
Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя (или импортера и страны происхождения (производства) изделия), артикула и (или) модели, общего веса изделия, наименования драгоценного металла и его пробы, наименования, веса, формы огранки и качественно-цветовых характеристик вставок драгоценных камней, наименования вставок, не относящихся к драгоценным камням, а также цены изделия.
В случае если драгоценный камень, закрепленный в ювелирном изделии, подвергся обработке, изменившей качественно-цветовые характеристики драгоценного камня, на ярлыках ювелирных изделий должна быть указана информация вместе с наименованием вставок драгоценных камней — «облагороженный».
В случае если вставка, закрепленная в ювелирном изделии, состоит из 2 и более частей, соединенных скрепляющим веществом, одна и (или) более из которых относится к драгоценным камням, на ярлыках ювелирных изделий должна быть указана информация вместе с наименованием вставки — «составной», а также наименование части (частей) вставки, относящихся к драгоценным камням.
При использовании наименования природного минерала для обозначения вставок из материалов искусственного происхождения, закрепленных в ювелирных изделиях из драгоценных металлов, на ярлыках ювелирных изделий должна быть указана информация вместе с наименованием вставок — «синтетический (выращенный)» или «имитация».
При передаче приобретённого товара потребителю продавец проверяет соответствие ювелирного изделия данным, указанным на ярлыке, а для огранённых драгоценных камней — соответствие сертификату на каждый огранённый драгоценный камень.
По требованию потребителя в его присутствии проводится взвешивание приобретённого ювелирного и другого изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней с применением средств измерений, находящихся в исправном состоянии и соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также огранённые драгоценные камни должны иметь потребительскую упаковку.
Рекомендации по выбору парфюмерно-косметической продукции
Парфюмерная продукция должна соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799 (далее — ТР ТС 009/2011), который распространяется на выпускаемую в обращение на территории государств-членов Таможенного союза парфюмерно-косметическую продукцию в потребительской таре.
Упаковка парфюмерно-косметической продукции не должна вызывать подозрений. Прежде всего, она должна быть аккуратной (например, если это картон, то он должен быть качественным), шрифты на упаковке должны быть четкими и читаемыми, при этом буквы, залитые тоном (красителем), не должны размазываться. Если продукт упакован в целлофановую пленку, то она также должна выглядеть аккуратно. Вместе с тем упаковка выполняет не только эстетическую функцию. Она сохраняет продукт до непосредственного контакта с потребителем, а также доносит важную информацию о продукте.
Продавец парфюмерно-косметических товаров должен предоставить покупателю возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды, а также иной парфюмерной продукции с использованием для этого бумажных листков, лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, предоставляемых изготовителями товаров, и другими доступными способами, а также с иными свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) потребителю должна быть своевременно предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре, обеспечивающая возможность его правильного выбора.
Парфюмерно-косметические товары должны быть промаркированы. Маркировка парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык.
С 1 октября 2020 г. в целях соблюдения прав потребителей и пресечения распространения в Российской Федерации контрафактной и фальсифицированной парфюмерной продукции постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 г. № 1957 «Об утверждении правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды» введена обязательная маркировка духов и туалетной воды.
ВАЖНО! Совершая выбор парфюмерно-косметической продукции, ювелирных изделий и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, огранённых драгоценных камней, необходимо проявлять осмотрительность в отношении потребительских свойств товара, поскольку указанные товары не подлежат обмену и возврату на основании статьи 25 Закона о защите прав потребителей, если они надлежащего качества. Вернуть такие товары в магазин можно только в том случае, если в них обнаружены недостатки, либо если при покупке не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.
Во избежание рисков, связанных с причинением вреда своему здоровью, финансам и настроению, не приобретайте парфюмерно-косметическую продукцию и ювелирные изделия у случайных лиц, уличных торговцев, а также вне стационарных мест торговли или в павильонах, где до покупателя не доведены достоверные сведения о продавце и предлагаемых им к продаже товарах.